+7(831)421-14-67
603005, Нижний Новгород, ул. Алексеевская 22А
e-mail:cdt.nn@mail.ru skype:turcentrnn

История

«Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение,

что день, проведенный ребенком среди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».

  К.Д.Ушинский. Собр. соч. М., 1952. Т.11, с. 52-53

 

«Детский  туризм и экскурсии - это такой вид учебно-воспитательной работы,

в который должны быть вовлечены  все  учащиеся».

                                                                    Нарком просвещения В. П. Потемкин

 

В 2015 году исполнилось 85 лет с тех пор, как открылась Горьковская станция детского туризма.

За эти годы  практически каждый нижегородский школьник за время своей учебы сходил в поход или съездил на экскурсию, в той или иной мере познакомился с родным краем, его историей.

26 июня 1930 года вышел приказ № 142 об открытии с 20 июня

Нижегородской краевой детско-экскурсионной станции.

 Директором стал – Шаманин Александр Павлович.

 

 

 

Станция располагалась тогда в двух комнатах (классах) школы № 31 по ул. Гоголя (сейчас ул. Стрелковая, д. 81). Уже осенью 1930 года станция переводится на ул. Краснофлотскую, д. № 37 (сейчас ул. Ильинская).

 

Тогда в план работы станции было включено 4-е больших направления:

  • Подготовка туристских кадров для районов края через проведение учебных курсов на базе станции.
  • Разработка туристских маршрутов по территории края (пеших и лодочных).
  • Выявление памятников революционных событий в Нижегородском крае.
  • Организация приема школьников из других городов на экскурбазе.

 

Но история школьного краеведения и туризма уходит корнями в далёкое прошлое. Детский туризм в России возник еще в конце XIX века и носил характер профильных общеобразовательных экскурсий, основными целями которых являлось расширение кругозора детей, углубление знаний ребят в области культуры, краеведения, организация содержательного досуга, которые впоследствии входили в систему общеобразовательных занятий некоторых учебных заведений, так после многочасовых занятий для воспитанников Нижегородского дворянского института устраивались регулярные прогулки и экскурсии на Откос, в Мининский и Алексанровский сады, а в летние каникулы устраивались экскурсии в другие города.

 

Период развития детского туризма и экскурсий до 1917 года.

 Ещё в 1782 году программы, утвержденные для народных  училищ,  предписывали  собирать учителям и  использовать различные  краеведческие  сведения, записывать важнейшие местные события, «дабы история Российского государства имела со временем достоверные памятники».

Одним из первых организаторов и  энтузиастов  экскурсионной  работы  с детьми был декабрист И.Д.Якушенко. Находясь в ссылке, он работал  в женской школе, и практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанницами  с целью изучения растительного мира. Но это были единичные случаи.

Детский туризм как движение возник в России в середине XIX века и носил характер плановых общеобразовательных экскурсий. Их организаторами и пропагандистами были передовые педагоги А.Я. Герд, К.Д.Ушинский, Г.Ф. Лесгафт, отмечавшие оздоровительное значение прогулок и экскурсий для детей.

В Центральном архиве Нижегородской области хранится такой документ, как сочинение ученика Нижегородской губернской мужской гимназии  А.Ф. Гацисского, написанное после совершения экскурсии на Сормовский завод в 1854 году . Впоследствии А.Ф. Гацисский  стал известен изданием 10 томов «Нижегородского сборника», куда вошли исследования всех сторон жизни Нижегородского Поволжья в её историческом развитии, и по праву считается «отцом» нижегородского краеведения. В 1886 году А.С. Гацисский издал «Нижегородской Летописец», в 1887 году приступил к изданию сборника биографий «Люди Нижегородского Поволжья», куда вошли биографии князя Юрия Всеволодовича, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского.

В 1871 году родоначальник Нижегородского краеведения А.С. Гацисский возглавил созданную в Нижнем Новгороде Нижегородскую губернскую Учёную архивную комиссию, целью которой считал «всевозможные самостоятельные исследования прошлого местного края, а также возможно  широкую пропаганду и популяризацию этого прошлого». Как он вспоминал впоследствии, любовь к изучению родного края была привита ему педагогами гимназии через совершение экскурсий и походов.

Уже в конце XIX- начале ХХ века экскурсии стали входить в систему общеобразовательных занятий некоторых учебных заведений.

После многочасовых занятий  для воспитанников Нижегородского Дворянского института и Нижегородской губернской мужской гимназии устраивались регулярные экскурсии и прогулки на Откос, в Мининский и Александровский сады, фруктовый сад в Новинках. Была  организована для них поездка на пароходе М. К. Кашиной в имение купца Башкирова в Зименках. В дни летних каникул устраивались экскурсии в другие города. 
 
В июне 1911 г. ученики плавали на пароходе до Царицына, по железной дороге добрались до Новороссийска, а оттуда по морю до Ялты и Севастополя... Во время этих поездок ученики вели дневники, делали зарисовки, собирали материал для гербария. Эти поездки имели для учеников воспитательное значение. Они знакомились со своей Родиной. Большой вклад в становление экскурсионной работы с учащимися внесло существовавшее с 1902 года «Кавказское горное общество в Пятигорске» под руководством Р. Лейцингера. Общество взяло на себя организацию научно-воспитательных экскурсий по Кавказу для учащихся средних учебных заведений. Воспитанники старших классов Нижегородского Дворянского института, Нижегородской губернской мужской гимназии, Мариинской женской гимназии, только летом 1904 года трижды выезжали группами по 20 учащихся на кавказские маршруты. Это  направление деятельности общества нашло полную поддержку в Российском обществе туристов, при котором в 1907 году была создана специальная комиссия «Образовательные экскурсии по России». Учебные музеи как кабинеты естествознания и истории существовали во многих российских гимназиях в XIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко-краеведческой тематики был впервые поставлен в книге В.Я. Уланова “Опыт методики истории в начальной школе” (1914).

 

Определенную роль в развитии ученических экскурсий сыграло также введение 9 марта 1902 года специального тарифа № 6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии.. На всех русских железных дорогах для групп экскурсантов устанавливался удешевленный проезд в вагонах третьего класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстояние до 50 км представлялся бесплатный проезд. В последующие годы условия этого специального тарифа несколько изменялись, но  сохранялись до 1917 года. Важным толчком к расширению экскурсионной деятельности стал циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1910 года, которым отменялись летние каникулярные работы учеников, и взамен их рекомендовалось начальникам учебных заведений и педагогическим советам организовать в период школьных каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия. Так гимназисты Нижегородской губернской мужской гимназии регулярно (1 раз в месяц) совершали 2-3 дневные походы на р. Клязьму, р. Волгу, р. Кудьму.

 

Гимназист В.В. Розанов (крайний справа)

с товарищами по нижегородским экскурсиям

 

После 1910 года  на развитие экскурсионного дела среди учащихся обратили внимание уездные и губернские земства.

Так в 1914 году Нижегородское губернское земство отпустило 2000 рублей на «летние занятия по родиноведению». Таким образом, в школах России к 1916 году экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны равноправными среди других методов обучения.

 

С 1921 года в целях урегулирования приема школьников создаются Опытно-показательные экскурсионные базы в Москве и других городах, в 1930 году на имя заведующего Краевого отдела народного образования Крайисполкома пришла докладная записка уполномоченного Центральной детско-экскурсионной станции г. Москва Зимина П.Г о необходимости разворачивать в Нижегородском крае туристко-экскурсионную работу с учащимися школ. Отдел народного образования поддержал инициативу Москвы и вышел приказ № 142 от 26 июня 1930 года об открытии Нижегородской краевой детско-экскурсионной станции.

 

В 1934 году произошло территориальное разделение на 2 края - Горьковский и Кировский, а 5 декабря 1936 г.Горьковский край преобразован в область. Станция стала областной.

Горьковская станция активно включилась в работу по развитию детского туризма и одна из первых объединила вокруг себя учителей и пионервожатых в целях подготовки руководителей походов.

 

В 1937 году Наркомпрос РСФСР получил правительственное постановление «О  реорганизации краеведческой работы в центре и на местах». Фактически этим постановлением признавалось единство и неразрывность туристско-краеведческой деятельности.

Педагоги Кстовского района после  туристского  пробега.

Январь 1937 г.

 

В 1939 году было утверждено положение о значке «Турист СССР», нормативы которого предусматривали: совершение одного туристского похода 2 категории, или двух походов 1 категории, сдачу теоретического зачёта по топографии, краеведению, зоологии, санитарии, метеорологии, геологии, проведению спасработ, теории выбранного вида туризма.

 

Начавшаяся Великая Отечественная война помешала дальнейшему развитию экскурсионно-туристской работе с детьми. 

Спустя 19 дней после начала войны, 11 июля 1941 года, в Горький прибыл первый военно-санитарный поезд № 347, который встречали и активисты детского туризма, пионеры из школ Центрального района г. Горького.

В области началась централизация работы всех внешкольных учреждений и с 1 августа 1941 года по 15 июня 1943 года станция входила в состав Объединенной областной Горьковской детской техническо-сельскохозяйственной и туристской станции.

Проводилась пропаганда краеведения среди населения, читались лекции для крестьян колхозов и совхозов, в основном по вопросам улучшения сельского хозяйства, старались уделять внимание охране природы и памятников старины и культуры. В августе-октябре 1941 года юные туристы собирали белые грибы, которые потом сушили и сдавали в военные госпитали, для лечебного питания раненых бойцов РККА.

На кружковцев возлагалась нелёгкая задача заготовки лекарственных трав во время туристских походов, и сбор ягод. Юные туристы Горьковской области, организованные в бригады сборщиков  лекарственного сырья, сдали заготовительным организациям более 1600 тонн лекарственных и пищевых растений.

Юные туристы объявили месячник сбора моха-сфагнума для госпиталей, используемого течение всей войны медиками вместо гигроскопической ваты .

В сложнейших условиях военного времени была развернута работа по выявлению и сбору вещественных и письменных источников об участии населения Горьковской области в борьбе против захватчиков. В это время ведут активно работу школьные музеи.

 

С 1947 года Горьковская областная станция вновь стала существовать самостоятельно под следующим названием – «Горьковская областная детско-экскурсионная туристская станция». 

 В 1949 году работа по приему детей в г. Горьком велась очень активно, так станция ежедневно принимала более 120 детей, активно начали работать и межрайонные станции, которые были открыты в Семенове, Лыскове, Чкаловске. В послевоенные и начале  50-х  годов  детский  туризм  становится  массовым. Многие учителя -  бывшие  фронтовики  -  организовывали  походы  по  местам сражений, и приобщали детей к славе и подвигу нашего народа. 

 В 1955 году в Москве проходит конференция по детскому туризму, на которой были 2 делегата от Горьковской области.

Сентябрь 1965 г. В городе Горьком проведены первые индивидуальные соревнования для школьников. Район соревнований – Щелковский хутор.

Штаб областного слета юных туристов 1964 год Директор обл. ДЭТС Луцкая А.А., Будаков М.В
 
 

В июле 1969 года команда школьников Горьковской области приняла участие в  матчевой встрече команд РСФСР, которая стала первыми официальными соревнованиями школьников по ориентированию. Соревнования проходили в Ленинградской области. 

Март 1970 г.  Вячеслав Окин из Дзержинска становится  призером первого первенства РСФСР по лыжному ориентированию среди школьников.

В марте 1970 года г. Горький принимает Всероссийскую конференцию победителей смотра школьных музеев, на которую приехало более 400 человек.
 

Июль 1970 года. Воспитанники М.В. Сафоновой - Власова Таня, Сысоева Марина, Самойлов Юра, Троицкий Миша стали победителями соревнований по ориентированию на Всероссийском слете туристов (Ленинградская область).

1970 год. Всесоюзный слет. Команда Горьковской области

 

20 мая 1973 года. В Горьковской области проведены первые соревнования по спортивному ориентированию на призы Горьковского телевидения. В соревнованиях приняло участие рекордное по тем временам  число участников – 450, из них 24 – воспитанники  Горьковской СЮТур. Соревнования проходили на Щелковском хуторе. С тех пор данные соревнования стали традиционными и проводятся ежегодно.

Июль 1973 г. На 5-ой матчевой встрече 10 сильнейших команд школьников РСФСР  в г. Воткинске Удмуртской АССР победителем в группе М 16 стал Михаил Сычев. 

1974 г. в СССР начинается первая паспортизация школьных музеев, которая проводилась во всех областях и республиках Советского Союза. По итогам паспортизации в Горьковской области прошли паспортизацию первые 36 школьных музеев.

 

Февраль 1975 г. Зимние Всероссийские соревнования школьников проходили в городе Выборге Ленинградской области. Победителями в эстафете стала команда девочек в составе Маргариты Серовой, Елены Шевелевой, Любови Храмцовой (школа 24 города Горького) и Наташи Борисовой (школа 19 города Горького). В составе сборной России выступало сразу 5 горьковчан: М.Сычев, Н.Храмцова, Л.Храмцова, В.Крайнов, Л.Кириллова. Тренером сборной команды России опять же была М.В. Сафонова. 

 

Декабрь 1976 года. Подготовлен и сдан в печать первый тираж цветных спорткарт для ориентировщиков и туристов. Впервые спорткарты предназначались для открытого использования (без грифов «ДСП»).

 

Сентябрь 1979 года. В средней общеобразовательной школе № 24 Советского района города Горького создан спортивный класс по ориентированию. Классный руководитель – Мария Васильевна Сафонова.

 

Декабрь 1981 года. Горьковский областной институт усовершенствования учителей тиражом 2000 экземпляров выпускает книгу с методическими разработками в помощь учителю «Организация работы по спортивному ориентированию в школе». Авторы-составители: педагоги ДО детей  Горьковской  СЮТур  Ю.В. Лебединский и М.В. Сафонова. 

Июнь 1984 г. матчевая встреча команд школьников РСФСР проходила в г. Москве.1 место заняла команда Горьковской области.

 

Декабрь 1985 г. Подготовлен к изданию первый в России атлас «Горький. Сады, парки, лесные зоны отдыха».

 

Июнь 1986 г. в Московской области проходит матчевая встреча по технике пешеходного туризма, на которой команда Горьковской области заняла 1 место.

 

 В 1987 году в Горьковской области была проведена плановая паспортизация школьных музеев, по итогам которой в области встали на учёт 127 музеев.  В 1988 и 1990 гг. на базе Горьковского Нижегородского института развития образования прошли первые курсы руководителей школьных музеев, получивших удостоверения «Руководитель школьного музея».

 

Февраль 1992 г. В зимнем первенстве России по спортивному ориентированию среди учащейся молодежи в Ленинградской области сборная команда Нижегородской области занимает высокое 3-е место. В своей группе (М15) победителем соревнований становится Алексей Шипов.

 

Июнь 1998 г. В Республике Адыгея проходили 3-и Всероссийские соревнования учащихся «Школа безопасности». Нижегородскую область представляла команда Елизаровской школы Сосновского района, занявшая в общем зачёте 2 место.

Декабрь 2001 г. По решению президиума почетным членом федерации спортивного ориентирования Нижегородской области избирается Лебединский Юрий Вячеславович.

 

Май 2003 г.  В Нижегородской области по инициативе педагога-туриста из Городецкого района Владимира Ефимовича Курганникова проведены первые соревнования  по «рогейну» - суточному ориентированию.

 

20 мая 2006 г. Впервые в истории нижегородского ориентирования  по инициативе президента ФСО и начальника отдела туризма Центра Шипова Николая Леонидовича на старт выходят сразу 5000 человек – участников первых общероссийских соревнований «Российский азимут». 

Каждый год Центр детского туризма Нижегородской области продолжает добрую традицию проведения мероприятий, которые уже плотно вписались в историю туризма и краеведения всей области. И, конечно, вводятся новые увлекательные и познавательные конкурсы, слеты, конференции и соревнования.

Ведь туристско-краеведческая направленность все более и более популяризируется у молодого поколения, а нашим туристам и краеведам, имеющим в своем рюкзаке огромнейший опыт и не один десяток историй из жизни, есть что передать будущему поколению. Они всегда рады поделиться содержимым своего походного рюкзака и помочь пройти по нелегкому пути к великим жизненным вершинам.  

Рассказывать о деятельности Центра можно бесконечно,

лучше приходите к нам и пробуйте, путешествуйте

и открывайте новое вместе с нами!